Электронный авиабилет
Почему?
В соответствии с решением IATA, с 01 июля 2008 года осуществлен переход на использование электронного авиабилета. Для того, чтобы выписка электронного авиабилета была возможной необходимо одновременное выполнение трех условий:
- авиакомпания должна поддерживать технологию электронного билета
- аэропорты вылета, прилета и трансфера должны быть способны проводить регистрацию пассажиров с электронными билетами
- агент должен иметь права и техническую возможность на выписку электронного билета.
В настоящее время 99,99% перевозок реализуются по технологии электронного билетооформления.
Переход на электронное билетооформление связан с тем, что данный шаг позвроляет индустрии авиаперевозок экономить значительные суммы, которые тратились на обработку бумажных билетных купонов.
В чем приемущества электронного билета
Для пассажира приемущество в том, что электронный авиабилет невозможно потерять, его можно купить, скажем, в Москве для друга или родственника, который находится совершенно в другой части страны или света и хочет прилететь на встречу с вами - возможности достаточно широки. Более того, его можно купить не выходя из дома!
Кроме этого большинством авиакомпаний уже внедрена регистрация на рейсы он-лайн, ставшая очень популярной у пассажиров и внедряется регистрация при помощи мобильных телефонов.
Что это такое?
Следует понимать, что электронный билет полностью идентичен бумажному, отличие заключается только в том, что вся информация о билете представлена не на бумаге в виде билетной книжки, а хранится на билетном сервере авиакомпании. Пассажиру на руки выдается только маршрутная квитанция электронного билета или в форме системной распечатки или в ЛЮБОЙ другой форме, которая служит исключительно для информирования пассажира о том, какую услугу он приобрел.
Электронный билет – это электронный аналог бумажного авиабилета. Он несет в себе все те же функции, что и бумажный билет. Он может быть возвращен или перебронирован (если позволяют правила применения тарифа). Единственное его отличие – это то, что вся информация, отображавшаяся ранее на бумаге в форме билетной книжки, теперь надежно хранится в специальной электронной базе данных.
Несмотря на то, что имея электронный авиабилет пассажир может проходить на регистрацию имея на руках только паспорт, некоторые авиакомпании как в РФ, так и за рубежом, требуют наличия распечатаной маршрутной квитанции у пассажира, поэтому мы настоятельно рекомендуем распечатать ее заранее.
Что подтверждает приобретение электронного билета?
В качестве подтверждения Вы получаете маршрутную квитанцию в распечатанном или электронном (по электронной почте) виде. Маршрутная квитанция содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки. Мы рекомендуем иметь маршрутную квитанцию при себе на протяжении всего путешествия, хотя это не является необходимым условием для прохождения регистрации. В качестве подтверждения произведенной оплаты Вам выдается соответствующий форме оплаты документ (кассовый чек, квитанция, счет, слип с пластиковой карты и т.д.).
Что делать командированному?
Как отчитаться перед суровой и непреклонной бухгалтерией в случае электронного билета?
В конце 2007 года законодатели подтвердили легальность электронного билета. 1 декабря 2007 года был принят закон № 314-ФЗ, который внес изменения в статью 105 Воздушного кодекса. Теперь там прямо указано, что «билеты могут быть оформлены в электронном виде с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок». Раз так, то таким билетом возможно и подтвердить расходы на командировку. Для этого, по мнению специалистов финансового ведомства, необходимо представить в бухгалтерию распечатку маршрут-квитанции и приложить к ней посадочный талон (Письма Минфина от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/4/99, от 11 октября 2007 г. № 03-03-06/1/717).
Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание бухгалтера. Бумажный билет, отпечатанный на бланке строгой отчетности, не только удостоверяет заключение договора воздушной перевозки, но и подтверждает факт и сумму оплаты авиатранспортных услуг. В случае с электронным билетом «дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут-квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек» (п. 2 приказа Минтранса от 8 ноября 2006 г. № 134). Кроме того, оплату можно подтвердить выпиской из банка, если она производилась кредитной картой или по безналу.
Вопрос о том, какие оправдательные документы необходимы, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, важен не только с точки зрения признания расходов в целях налогообложения прибыли, но и для получения права на вычет НДС.
"Услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации", облагаются НДС по ставке ноль процентов (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК). Следовательно, в стоимость международных авиабилетов этот налог не включается.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки внутри нашей страны, подлежат зачету, но лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, командировочные затраты должны быть приняты к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 171 НК). Во-вторых, согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса вычеты по НДС производятся только на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Это должны быть «заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке» (п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914).
А как быть в случае, когда вместо бумажного билета, оформленного на бланке строгой отчетности, командировочный сотрудник использует электронный билет? Вероятно, в этом случае нужно либо обратиться в авиакомпанию или к ее агенту за счетом-фактурой, либо отнести стоимость авиабилета в полном объеме на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Косвенным образом в данной ситуации можно опираться на мнение специалистов Минфина, которые считают, что, «если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль» (Письмо Минфина от 4 декабря 2003 г. № 03-1-08/3527/13-АТ995).
Итак, если внимательно собрать все документы, то особых сложностей с учетом электронных билетов возникнуть не должно.
Инстркутаж для командированного сводится, таким образом в следующим пунктам:
- При регистрации в аэропорту необходимо предъявить тот документ, который был указан при бронировании.
- Маршрут-квитанцию лучше распечатать и иметь при себе на протяжении всего путешествия. Это особенно важно для загранкомандировки. Дело в том, что иммиграционные службы могут потребовать подтверждения дальнейшего маршрута или обратного вылета из страны.
- Для отчета перед бухгалтерией понадобится посадочный талон. Его необходимо бережно хранить, так как дубликат такого талона авиакомпаниями не выдается!
Читаем маршрутную квитанцию
Маршрутная квитанция может иметь различный вид, в зависимости от системы бронирования, которую мы используем для выписки авиабилета, однако в любом случае в ней содержится вся необходимая информация.
Пояснения к квитанциям:
- реквизиты агентства, выписавшего билет;
- ФИО пассажира;
- авиакомпания, на бланке которй выписан билет;
- № билета;
- код / № бронирования;
5.1. код / № бронирования в системе авиакомпании; - пункт вылета;
- пункт прилета;
- код авиакомпании и № рейса;
- дата вылета;
- время вылета (местное);
- время прилета (местное);
- код примененного тарифа;
- сроки годности билета;
- норма провоза багажа;
- статус места (ОК означает подтвержденное место);
- ограничительная надпись;
- форма оплаты;
- рассчет тарифа;
- размер тарифа;
- эквивалент тарифа в валюте оплаты;
- сборы;
- итоговая стоимость, не включающая сервисные сборы агентства;
- уведомление об ограничении ответственности и краткая выдержка из договора перевозки. (Договор перевозки вы всегда можете спросить у наших специалистов)
Распечатать